Как выбрать GPS трекер?

Illustration

Любая система автоматизации стоит на «трех китах»: оборудование, программное обеспечение и сервисная поддержка. В этой статье мы подробно остановимся на выборе GPS трекера. Примем за отправную точку «зрелые» потребности заказчиков, сформированные в результате переговоров, приведенные в статье «Как выбрать систему GPS мониторинга?». С целью облегчения понимания не опытным пользователям при изложении материала большинство аргументов и доводов будут опущены и приведены отдельно в примечаниях. Настоятельно рекомендуем с ними ознакомиться, ибо незнание не освобождает от последствий.
Отдадим дань XXI веку и предложения возможности контроля через смс, off-line, мобильный телефон, «черный ящик» и т.д. не будем рассматривать, даже если они ещё существуют. Тот факт, что система контролирует в реальном времени информацию о местоположении и подключенных датчиках (дискретных, аналоговых, импульсных или цифровых), примем за должное. Также следует оставить в стороне иллюзии на счёт того, что случаи, описанные ниже, Вас, уважаемый читатель, не коснутся. Примем за аксиому утверждение «В процессе эксплуатации вопросов не возникает у того, кто системой не пользуется».

Три группы функционала GPS трекеров

Опираясь на большой опыт проектирования и эксплуатации систем, разделим функционал оборудования на три условные группы: стандартная, профессиональная и бесполезная.
Стандартные требования при выборе GPS трекеров:
● погрешность геолокации составляет не более 5 м;● внешняя (не встроенная) GPS антенна;● время холодного старта трекера составляет не более 50 секунд;● передача информации по каналу GPRS происходит в реальном времени;● наличие универсальных входов для подключения подключенных датчиков (дискретных, аналоговых, импульсных или цифровых);● частота передачи информации во время движения — не реже 15 сек, на стоянке — не реже 15 минут;● реакция на события: скорость, топливо, азимут с точностью не менее 20 градусов);● наличие внутренней памяти (для записи данных при отсутствии сети);● наличие датчика температуры, измерение напряжения бортовой сети;● возможность удаленной конфигурации и перепрошивки;● встроенная защита автомобильного аккумулятора от разряда.Соответствие всем вышеуказанным параметрам фундаментально важно и их несоблюдение говорит либо об использовании устаревших технологий, либо об «урезанной» версии.

Выбор GPS трекеров профессионального класса

Отдельно позиционируем GPS-трекеры профессионального класса. Их преимущества относительного стандартных GPS-трекеров следующие:
● расширенный диапазон питания;● защита от скачков напряжения (минимум двойной запас прочности);● идентификация факта отключения питания;● возможность самодиагностики корректности работы GPS-приемника;● наличие цифровых интерфейсов RS-485 или RS-232;● удаленная внутренняя диагностика;● передача параметров качества сигнала (прием GPS, GSM);● автономное питание датчиков уровня топлива (далее — ДУ) или других датчиков;● гальваническая развязка силовой и сигнальной линии при работе с ДУ;● «умные»алгоритмы чтения топлива и передачи данных;● возможность передачи данных по радиоканалу;● возможность подключения к CAN-шине (не только FMS).

Бесполезные функции при выборе GPS трекера:

К бесполезным функциям, с точки зрения эксплуатации, можно отнести следующие:
● одновременная поддержка GPS/ГЛОНАСС;● поддержка нескольких сим-карт;● поддержка внешних флеш карт (microSD и пр.);● заниженный диапазон питания (от 6,5В и т.д.);● голосовая связь;● определение GSM-jammer (глушилки);● кодирование (шифрование).Аргументы по каждой отдельной характеристике приведены в сносках. Безусловно, вышеописанное выделение «бесполезных» характеристик является субъективным, но оно продиктовано не наличием/отсутствием данных функций у определенной группы оборудования, а потребительским спросом и окупаемостью затраченных ресурсов на их внедрение в массовое производство.

На чем же остановиться?

Если Вы, уважаемый читатель, дочитали до этой части статьи, думаю, что вы уже понимаете, что при выборе GPS трекера главным является не стоимость, а функционал, предложенный за эти деньги. Конечно, в идеале каждая из перечисленных функций была бы полезна, но не имея четкой определенности с какими задачами придется столкнуться могу Вам дать несколько советов.

Пять советов по выбору GPS трекера

1. Выберите GPS трекер, позволяющий конструктивно нарастить функционал без замены базового блока. Сегодня вам нужно «просто слежение», а через пол года будет необходимость в датчике топлива, расходомере или подключении через CAN-шину. Апгрейд широко поддерживается многими производителями электроники и это оправдано.2. Покупайте систему у тех, кто разбирается не только в продажах, а в эксплуатации, схемотехнике и проектировании. Поставьте продавцу задачу. У вас есть 3 группы функционала, описанные выше. Та группа, вокруг которой будут сосредоточены все ответы, будет говорить об уровне компании и продукта, который предлагается. Задайте сложный вопрос. Остерегайтесь предложений, опровергающих необходимость функционала группы трекеров профессионального класса.3. Не сравнивайте системы для личного использования и профессиональные. Особенно в цене. Если разница в стоимости превышает 30% от минимальной, задайте себе вопрос «Почему?».4. Покупайте только произведенное в Украине. Тут вопрос даже не в патриотическом настрое, а в элементарной ремонтопригодности оборудования и гарантии. Вышедшая из строя микросхема за 3$ может элементарно не возиться в Украину, а ее доставка со сроком 5-7 недель повлечет удорожание на 500-700%.5. Убедитесь в том, что доступный функционал GPS трекера поддерживается программным обеспечением поставщика. Глупо иметь оборудование профессионального класса, но не иметь поддержки программой элементарного модуля контроля стабильности, помогающего быстро найти проблему и определить ее систематичность. Но об этом — в следующей статье, посвященной выбору программного обеспечения для GPS мониторинга.

Несколько примеров из практики внедрения систем GPS мониторинга

Пример 1GPS трекер не профессионального класса при потере GPS сигнала полностью прекращает передачу данных на сервер (что приводит к полной потере данных о остатке топлива) либо шлет пакеты, которые невозможно последовательно позиционировать для создания отчета по другим датчикам.
GPS трекер профессионального класса при той же ситуации автоматически передает результаты самодиагностики корректности работы GPS-приемника, а также служебную информацию для правильного позиционирования остальных данных при создании отчета. Результаты самодиагностики позволяют отличить неисправность оборудования (замыкание или отключение антенны и т.д.) от радиочастотного подавления сигнала.
Статистика: около 20% обращений в службу технической поддержки и 10% сервисных выездов связаны с жалобой на GPS сигнал.
Пример 2На АТП_n в одно морозное утро водитель И.И. не смог завести автомобиль по причине низкого напряжения бортовой сети. В условиях ограниченного времени (авто нужно подать на загрузку в назначенное время) И.И. принимает решение позаимствовать АКБ у другого водителя. После запуска двигателя И.И. возвращает заимствованный АКБ и устанавливает свою батарею на место, которая заряжается во время работы.
Во время описанной выше процедуры выходит из строя навигационное оборудование, имеющее верхний предел диапазона питания 36В. Причина отказа описана в заключении.
Вопрос: имеет ли право руководство АТП_n взыскать с И.И. сумму причиненного ущерба, если за последние 3 месяца И.И. два раза писал заявление с просьбой о замене существующих АКБ на новые по причине износа?
Ответ: в данном случае имеем место с неправильно подобранным оборудованием под данный режим эксплуатации: GPS трекер профессионального класса кроме расширенного диапазона питания имеет многоразовую восстанавливаемую защиту цепей питания.
Пример 3На АТП_k было замечено хищение топлива в нерабочее время (от 5 до 25 литров с каждого автомобиля). Под подозрением оказались как водители, так и охрана предприятия. Точное время хищения было неизвестно, т.к. правилами внутреннего распорядка масса автомобиля на ночь отключалась, а при отключенной массе данные с ДУ не передаются даже на оборудовании, укомплектованном встроенным АКБ.
Использование цифровых ДУ позволило провести анализ не только остатков топлива в баке, но и его температуры, что выявило факт перепада температуры топлива до 23°С. С учетом температурного коэффициента изменения объема топлива, рассчитанная норма усадки составила: 0,08% * 23°С = 1,84%, что для остатка топлива в 500 литров составила 9,2 литра.
Результат: из всего персонала, находящегося по подозрением, 2 водителя были наказаны, используя данные физические свойства топлива для прикрытия фактического хищения.